Коррозия – главный враг любого металлического изделия, и в особенности от нее страдают автомобильные кузова. Образованию коррозии на автомобиле способствует множество факторов: механические повреждения металла, агрессивное воздействие химических реагентов, скопление влаги в скрытых полостях и т. д. Коррозия значительно сокращает срок службы металлических элементов авто, а потому начинать бороться с ней необходимо как можно раньше. Эффективная антикоррозионная защита имеет два направления – профилактика образования очагов и борьба с уже появившейся коррозией.

О коррозии

Коррозия – процесс разрушения металлических поверхностей под действием химических и электрохимических факторов окружающей среды. Коррозионное разрушение способствует ухудшению функциональных свойств металла, уменьшает его износостойкость и сокращает срок службы. В результате коррозионных процессов на деталях, поверхностях и в полостях автомобиля появляется ржавчина, происходит частичное или полное разрушение металла, образуются трещины и дыры в кузове.

В зависимости от характера разрушительных процессов и условий их протекания в автомобильном деле применяются различные технологии и приспособления для защиты металла от коррозии. Выбор оптимального метода антикоррозионной защиты зависит от его эффективности в конкретной ситуации и экономической целесообразности.

Какой бывает коррозия

Коррозия металлов классифицируется по нескольким характеристикам:

  • вид разрушений;
  • характер проникновения в структуру;
  • взаимодействие металлической поверхности с внешней средой;
  • воздействующие факторы.

По степени и характеру разрушающего действия коррозия может быть:

  • сплошной – такая форма заключается в равномерном поражении всей поверхности металла;
  • местной – имеет отдельные крупные очаги;
  • точечной – служит признаком ранней стадии поражения и визуально проявляется мелкими пятнами на кузове.

По типу проникновения в металл коррозия бывает:

  • интеркристаллитной – коррозия проходит между зернами металла, проникая в уязвимые места их соединений;
  • транскристаллитной – проникает в структуру металла напрямую через его зерна.

И первая, и вторая разновидность коррозии представляет опасность для поверхностей, так как способствует быстрому растрескиванию металла и ухудшению его прочностных характеристик. При этом внешний вид изделия может оставаться неизмененным.

Отдельно при классификации коррозионных процессов выделяют ножевую коррозию – такое разрушение металла образуется в виде ровной трещины, расположенной параллельно шву сварки.

По способу взаимодействия металла с окружающей средой коррозия делится на:

  • химическую – при таком взаимодействии одновременно окисляется материал и восстанавливается коррозионная среда. Химическая коррозия не имеет связи с образованием и воздействием электрического тока;
  • электрохимическую – ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают в разных актах, скорость течения процессов зависит от потенциала электрода.

Коррозию классифицируют и по типу среды, воздействующей на металл:

  • газовая – поверхности окисляются под действием высоких температур и отсутствия жидкой воды, когда конденсация влаги на поверхности невозможна;
  • атмосферная – окисление происходит в результате контакта металлического изделия с кислородом и водяными парами в воздухе;
  • жидкостная – ей подвержены поверхности, постоянно контактирующие или находящиеся в воде (как в пресной, так и в морской);
  • почвенная – окислительную реакцию запускают химические элементы, присутствующие в составе почв и грунтовых вод;
  • смешанная – к коррозионному разрушению приводит воздействие сразу нескольких вышеописанных сред.

Каждый вид коррозионных процессов требует применения особой химии для защиты металлов от коррозии.

Какие участки автомобиля наиболее подвержены коррозионному разрушению?

Конструкция автомобиля включает множество металлических элементов, которые в той или иной степени подвержены образованию коррозии. Защита металлов от коррозии важна для всех металлических поверхностей, но особой уязвимостью отличаются:

  • сварочные швы и кромки кузова – в этих участках часто встречаются наплывы, заусенцы, выплески от раскроя и сваривания металла, в которых образуется благоприятная среда для попадания воды и загрязнений. Области сварки на кузове чаще всего располагаются в районе стоек, порогов, днища, внутренней поверхности капота и крышки багажника;
  • участки соприкосновения металлических элементов – контактирующие металлы также подвержены образованию коррозии, особого внимания требуют места соединения радиаторной решетки и кузова, дверные проемы, пороги и пр.;
  • днище и элементы подвески – постоянный контакт с атмосферными осадками, химическими реагентами, гравием и песком снижает антикоррозионные свойства поверхностей. Особо уязвимы полости колесных арок, подкузовные детали и наружные элементы подвески;
  • скрытые полости кузова – из-за недостаточной вентиляции в этих участках скапливается влага и грязь, образование коррозии легко не заметить в труднодоступных местах;
  • места остаточного напряжения и деформации листового металла – неоднородная структура материала становится идеальной средой для проникновения коррозии;
  • восстановленные кузовные панели – металл, прошедший рихтовку, наиболее предрасположен к процессам разрушения, если пренебречь защитой металла от коррозии.

Типы поражения автомобильного кузова

Коррозионное воздействие на металл имеет несколько характерных видов:

  • вся металлическая поверхность покрывается сплошным слоем ржавчины;
  • на деталях возникают небольшие ржавые пятна, которые проникают в толщину металла;
  • образование глубоких длинных трещин на поверхности;
  • окисление одного из компонентов в сплаве;
  • глубинное проникновение коррозии по всему объему;
  • комбинированное поражение.

Профилактика коррозии

Защита металлов от коррозии может проходить различными способами:

  • путем изменения состава металла, улучшения его антикоррозионных свойств за счет добавления специальных химических компонентов;
  • изоляцией уязвимых поверхностей при помощи антикоррозионных материалов;
  • снижением агрессивного воздействия на металлические изделия;
  • применением внешнего тока, способствующего электрохимической защите.

Эти методы позволяют защитить металлические поверхности еще до их применения, на этапе производства изделий.

Промышленные методы борьбы с коррозией

В автомобильной промышленности для профилактики образования коррозии применяются:

  • пассивация – добавление легирующих присадок (хрома, никеля, молибдена) в сталь, влияющих на формирование прочной защитной пленки и препятствующих агрессивному воздействию внешних факторов;
  • защитное металлическое покрытие – поверхность изделия дополняют тонким слоем другого металла (цинком, алюминием и т. д.), защищающего железо от коррозии;
  • термообработка – повышение жаростойкости металлов, образование защитного покрытия под действием термической обработки;
  • ингибиторы – вещества и составы, предназначенные для замедления и прекращения химических реакций на металлических поверхностях, наносятся на кузов и детали авто.

Эти способы позволяют делать кузов и детали автомобиля более устойчивыми к образованию коррозии, предотвращать развитие ржавчины и повреждение металла. Но не всегда производственной обработки достаточно, чтобы защитить машину от коррозионного разрушения.

Защита металла в бытовых условиях

Активная эксплуатация автомобиля и влияние внешних факторов неминуемо приводят к ухудшению защитных свойств металла. Ни одно транспортное средство не может быть застраховано от образования коррозии, но каждому автовладельцу под силу продлить срок службы металлических поверхностей. Для этого важно своевременно проводить обслуживание авто, использовать специальную химию для защиты металлов от коррозии.

Наиболее распространенным способом профилактики коррозии и защиты кузова служит нанесение ЛКП, в составе которых присутствуют синтетические смолы, полимеры, ингибиторы коррозии, металлические частицы и т. д.

Для восстановления уже поврежденных участков применяются:

  • кислотные и бескислотные преобразователи ржавчины;
  • грунтовки;
  • стабилизаторы;
  • модификаторы;
  • масла и смолы.

Для дополнительной антикоррозионной обработки автомобиля и его отдельных элементов также используют:

  • термостойкую краску;
  • мастику;
  • антигравий;
  • антикор на виниловой основе;
  • мовиль;
  • жидкий пластик.

Выбирать и покупать средства антикоррозионной защиты лучше еще до появления первых очагов коррозии. Каждое средство имеет свой набор уникальных качеств и полезных характеристик. Правильный выбор антикора может не только предотвратить или остановить процессы коррозионного разрушения, но и улучшить другие параметры материалов: шумоизоляцию, устойчивость к вибрациям, термическую стойкость и т. д.